Художники России -3 Мазурин Очерк второй

Художники России -3 Мазурин Очерк второй

     Многие из нас узнают мир изобразительного искусства по картинам Репина, Сурикова, Шишкина, Васнецова и других великих художников, но мало кто задумывался, что картины рассматривать мы начали гораздо раньше — когда мама укладывала нас вечером ложиться спать и при этом открывала нам большую книгу со сказками. А в ней нас всегда привлекали красивые картинки к тому или иному сюжету во время чтения. Я помню с каким интересом разглядывал иногда подолгу понравившуюся картинку, Это и была наша первая встреча с миром искусства.

    Сегодня мы познакомимся с одним из них. Его зовут — Герман Алексеевич Мазурин . Он художник-оформитель книг — взрослых и детских, мэтр советского и российского искусства.

    Иллюстрации Германа Алексеевича просты и понятны, они настоящие, как и их герои. Дядя Стёпа, старик Хоттабыч, Волька, Том Сойер , девочки и мальчики живут на страницах книг и становятся для детей друзьями. Хорошо если малыш, открывая свои первые книжки, получает своеобразную «прививку красоты», пусть даже не осознавая это. А за это волшебство отвечают художники-иллюстраторы. Для нас — это просто большое удовольствие еще раз увидеть знакомые с детства иллюстрации и познакомиться с неизвестными. Начнём с того, что выясним:

    Герман Алексеевич Мазурин родился в Пензе в 1932 г… Заслуженный художник РСФСР (1988). Увлеченность рисованием у Германа Мазурина проявилась в детстве. Отец из большой крестьянской семьи, очень любил книги и сумел привить маленькому Герману любовь к чтению. Но тогда детских книжек не было, а во взрослых отсутствовали картинки, поэтому мальчик рисовал героев и события на тетрадном листке, а потом аккуратно вклеивал их в книгу. Одной из таких книг, которую «оживил» художник, был «Тихий Дон» Михаила Шолохова. С тех пор рисование стало его призванием.

   Однажды, летом 1946 года, будущий художник, возвращаясь с речки случайно увидел объявление о наборе учащихся в детскую художественную школу и решил попробовать. В качестве вступительного задания Мазурин нарисовал портрет Сталина. Такой выбор объяснялся очень просто – дома у него перед глазами маячил отрывной календарь. Там были разные рисунки, а на подложке, на которую он крепился, был изображен Сталин. Этот портрет он недолго думая и воспроизвел.

    В 1947 году по окончании художественной школы, без экзаменов, поступил в Пензенское художественное училище , которое располагалось в том же здании. Тогда в училище преподавал Иван Силович Горюшкин-Сорокопудров, ученик И.Е. Репина, блестящий рисовальщик и замечательный русский художник. Почти полвека посвятивший педагогической деятельности, взрастив и дав путевку в жизнь и искусство сотням юношей и девушек.

    С 1952 г. по 1958 г. учился МГХИ им. В.И. Сурикова.

    Самым первым и теперь уже легендарным героем, положившим начало творческого пути Германа Мазурина, стал никто иной, как милиционер- дядя Стёпа. Его художник нарисовал, учась на третьем курсе МГХИ им. В.И. Сурикова.

    Иллюстрации к книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч» стали дипломной работой молодого художника, получили всеобщее признание и вошли в историю как образец классики жанра. Книжка выдержала 34 издания.

 — Я, конечно, иллюстрировал и Достоевского, и Горького, но мне намного интереснее и приятнее создавать книги для детей, где герои — обыкновенные мальчики и девчонки. А тот же Волька Костыльков из «Старика Хоттабыча», можно сказать, мой автопортрет. Весёлый и бесшабашный мальчишка, честный, жизнерадостный, находящий выход из любого положения, — таким я был и до сих пор остаюсь. (   Г.А. Мазурин)

     С 1955 начал работать в издательстве «Детская литература».

     После окончания вуза Герман Мазурин проиллюстрировал более 200 книг . Кроме детских, оформлял и произведения для взрослых — серьёзные, драматические. Но, признаётся, что детская литература ему гораздо ближе.

Не могу представить себя героем «Гранатового браслета», а вот Том Сойер и Гекльберри Финн мне близки.  Г.А. Мазурин

 – Зачем что-то придумывать, когда оно уже есть, – говорит Герман Алексеевич. – Деревня – моя вторая родина, родился я в Пензе. Тридцать лет приезжаю на вышневолоцкую землю, каждое лето провожу в деревне, где отдыхаю и рисую. Когда мне дают книгу, к которой предстоит сделать иллюстрации, я читаю и вижу ее сквозь Шитовичи. Мы можем не помнить имен героев, каких-то эпизодов, но картинки в книге редко исчезают из памяти. – Я чувствую себя хорошим портным, – улыбается Мазурин, – мастером, который сшил костюм, и когда человек, одетый в него, входит в зал, костюма никто не видит, все видят красивого человека. Мои иллюстрации не должны быть видны в первую очередь, они должны слиться с произведением в единый художественный образ. А я проживаю жизнь, описанную автором этой книги…

   Случалось художнику «списывать» героя произведений и с самого себя. В образе главного персонажа рассказа А.П. Чехова «Каштанка», клоуна под псевдонимом Mистер Жорж мы с легкостью угадываем портретное сходство. Художник интерпретирует свой облик и это ему блестяще удается. Главный герой в каждой картинке — воплощение подлинных чувств и эмоций понятных без слов. Явны портретные и пластические сходства персонажа и художника.

  

Зачем что-то придумывать, если я могу нарисовать соседских Димку или Андрея? Эти ребята — самые настоящие маленькие герои. Если хочешь найти что-то хорошее, не обязательно идти за ним слишком далеко, всё самое лучшее — рядышком. Успевай только замечать и запоминать. Именно поэтому я не расстаюсь с карандашом и блокнотом, чтобы успеть запечатлеть лучшие моменты из жизни, лучших людей, их лица, черты характера, манеру двигаться и говорить.  Г.А. Мазурин

 — Книжка с картинкой формируют ребёнка, через книгу малыш познаёт мир, читать он ещё не умеет, и именно картинка даёт ему представление об окружающем. Поэтому, чем лучше нарисован рисунок, чем реалистичнее и точнее он, тем яснее дети будут воспринимать действительность. Я перед тем как изобразить медведя, изучаю, как он выглядит, какие у него повадки и пропорции, и только тогда переношу его на бумагу. И без такой вот работы не мыслю я своей жизни.  Г.А. Мазурин

  Свои иллюстрации он создает в акварели, карандашном рисунке, мягких материалах, офорте, литографии, в зависимости от особенностей и характера текста произведения.

   В иллюстрации к рассказу Ю. Сотника «Дрессировщики» Мазурин задорно изображает не только характеры детей, но и повадки животных. Согласно философии художника подлинность изображения собаки, комара или медведя − профессиональная необходимость, так как каждая деталь детской книги участвует в формировании мировосприятия читателей.

    Вдохновляясь родными пейзажами и простыми людьми, художник не забывает расширять горизонты, изучает культуру и колориты разных стран. Во время длительной деловой поездки в Китай Герман Алексеевич обогатил свой профессиональный арсенал таинствами китайской живописи гохуа ( традиционная китайская живопись, в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге)

   Работая над произведением В. Катаева «Электрическая машина» , Мазурин выбрал ахроматическое решение при использовании китайской туши и белил. Иллюстрации этой серии отличаются мягким изяществом отношений линии и пятна в рисунке. Динамика и глубокая выразительность характеров героев обладают магнетической силой для зрителя.  

     Слово «иллюстрация» в переводе с латыни означает «свет» . Иллюстратор освещает книгу светом своего таланта, светом своей души, своего сердца, светом мастерства и воображения. Настоящий иллюстратор, прежде чем взяться за работу, должен перевоплотиться в своего героя, стать им на время, понять его поступки. Во всех героях так или иначе есть авторские черты.

Иллюстрация

   Существует параллельный, но внешне похожий процесс – иллюминация (украшение страниц), однако при таком подходе, не создаются сами рисунки. Зная эти детали , при взгляде на многие книги, можно сразу понять, кто ими занимался – иллюминатор или иллюстратор.

Иллюминация

   За свою творческую карьеру Герман Алексеевич Мазурин проиллюстрировал более 300 книг. На основе его рисунков создано 14 диафильмов, среди которых произведения Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто, Анатолия Алексина, Павла Катаева, Отфрид Пройслер, Октава Панкуяш, Пьера Годара и других известных авторов.

    В настоящее время мэтр преподает в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, вкладывая душу в воспитание новых поколений иллюстраторов, а лето проводит в деревне Шитовичи Вышневолоцкого района, собирая материал и вдохновение для новых работ и педагогических трудов.

   Неисчерпаемую силу художник чувствует в самом процессе труда и призывает: «Рисуйте больше, это так интересно! Вы будете счастливыми людьми. Я считаю себя счастливым, потому что могу каждый день рисовать…»

 

34
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Путешествие из Росcии в Испанию! - ambilive © 2018