Рисунки карандашом Пахомова-Вып.3

Рисунки карандашом Пахомова-Вып.3

    Мы привыкли судить о таланте художников по их картинам в живописи. Но это не совсем правильно. Многие художники хорошо рисуют карандашом. Ведь если вспомнить знаменитого испанского художника Гойю, то на память придёт его прекрасная серия рисунков карандашом под названием «Капричос» , «… что в переводе означало «капризы, фантазии». В них он давал волю и выход наружу накопившемуся гневу к власти, который он критически выражал на бумаге. Впоследствии оказалось, что эта серия из 82-х листов дала более правдивый образ разложившегося испанского общества, чем образы деятелей на портретах, которых он написал при жизни.»  Среди российских художников тоже есть много таких, например, Л. Владимирский, А.пахомов, В.Лебедев, Г. Мазурин и многие другие. Сегодня в очерке мы узнаем об одном из них.

    Алексей Федорович Пахомов — график и живописец. С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище А. Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева.

    В конце 1920-х г.г. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову попробовал изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественнов своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж».

   Графика Пахомова. Ленинград в дни блокады и послевоенного мира.

    Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944). За неё он получил Сталинск ую преми ю второй степени (1946).

Из воспоминаний А. Пахомова:

«… В работе над блокадной серией я делал очень мало набросков с натуры. Больше наблюдал и запоминал. Вначале не было разрешения на зарисовки, а когда разрешение было получено, отважиться рисовать было не так-то просто. Население с таким недоверием и злобой набрасывалось на рисующего, видя в нем диверсанта и шпиона, что рисование превращалось в непрерывное объяснение. Подходил какой-нибудь военный и успокаивал недоверчивых, что-де удостоверение на зарисовки настоящее, а не поддельное. Но военный и успокоенные уходили, появлялись новые прохожие, и снова надо было объясняться и отбиваться.

Но главная причина, конечно, была не в этих трудностях. Просто события были столь значительные, что, мне казалось, и отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме наиболее монументальной (в пределах графического искусства): в проработанном эстампе большого формата...

Путем наблюдения и размышления возникала та или иная идея композиции, и я без предварительных зарисовок приступал к ее выполнению. И уже в процессе выполнения я обращался к натуре, чтобы сделать действующих лиц и пейзаж живыми и убедительными...

Хотелось изобразить все то новое, что принесла с собой война и блокада. Вид ленинградских улиц был необычным, исчезли трамваи, автобусы, автомобили, мало стало прохожих, появились снежные сугробы; там, где был всегда подметенный асфальт, появились люди с детскими саночками, везущие разную поклажу, люди в шубах и валенках на велосипедах...»

1941 Проводы на фронт

1941-На постах

1942-В детском доме

1942-В очаге поражения

1942-В стационар

1942-За водой

1942-Очистка города. Весна

1942-Стройка дзота у Кировского моста

1943-На Марсовом-затишье

1943-Огороды

1943-Василий-Васильевич

1943-Пленных-ведут!

1944 Каменщицы- на-Крюковом-канале

1944-Перед-Новым-Годом

1944-Подруги

1944-Скоро-Свет

1944-Салют!-27-января

              Графика: Иллюстрации Алексея Пахомова

    « В 30-е годы Пахомов все чаще выступал с черно-белыми иллюстрациями. Он искал предельно лаконичное пластическое решение средствами графики и достигал высоких результатов. Такого экономного использования линии, выражающей большую художественную форму, не знала еще детская книга.

    Это решение сложилось у художника не сразу в том качестве, которое подходило бы к иллюстрации для малышей. Сначала Пахомов вводил широкое изображение с помощью простых и динамичных линий в рисунках к «Тому Сойеру сыщику» Марка Твена, предназначенных для школьников среднего возраста. Эти рисунки были слишком скупы в передаче формы для восприятия малышей. В них была определенная условность приема, хорошо подходившая детям постарше.

1-С. Михалков Строим

2-Я болею

3-Опять не выучил урок

4-М. Зощенко Минька и Леля

1934-Фигура

1945-Мальчик

В -школу

Где-же-твой-пирожок?

Девочка-и-бусы

Дети-Малыш

Дети-Птичка

Зайчик

У-костра

У-костра- с-верным-другом

У-костра-с-верным-другом-2

 К книге -  Мороз-Красный-Нос

На уроке

На уроке музыки

Погоди сейчас помогу

Разбитая-чашка

На уроке-труда

Весна-Скворечник

Юннаты

Михалков Строим

    Следующей стадией были иллюстрации к «Шестому скороходовскому», о которых уже говорилось выше. Затем художник применил изображение линиями с минимальной штриховкой в литографиях к книге И. В. Шорина «Одногодки» (1934), рассчитанной на школьников. Это было ближе к намеченной цели. Но Пахомов, очень чуткий к возрастным требованиям детского восприятия, не вводил свой метод в книгу для младшего возраста, пока он не выкристаллизовался».( В.С. Матафонов)

  1933. Пионеры усаживают на трактор говорящую куклу

1936-Секретарь учкома Лобатова

5-В. Осеева Что дальше

6- Про Власа-лоботряса

7-Маяковский В. История Власа — лентяя и лоботряса

8-С.Я. Маршак Наш отряд

9-Капитаны

10-Игрушки

Толстой-Косточка

Толстой- Филиппок

Толстой- Филиппок- Азбука

Толстой- Филиппок-2

1954-Приключения-Шуры-и-Маруси

Дети-и-Котёнок

 Лень

Дети-На-катке

1964-С прогулки

                         День Красной Армии в детском саду в 1937 г.

   «В день Красной Армии, 23 февраля 1936 года, я был гостем на празднике в 7-м детском саду Петроградского района в Ленинграде. До этого мне не доводилось бывать в детских садах, и это первое посещение своеобразного детского царства произвело на меня большое впечатление. Тогда же я решил сделать серию рисунков на тему праздника. Обдумывая эту работу, я пришел к заключению, что даже очень подробные и добросовестные зарисовки отдельных моментов игры будут все-таки выглядеть бледнее самой игры, как она есть в жизни, и не создадут верного о ней впечатления.

11-1936-Барабанщик

    А впечатление это таково. Прежде всего, при входе в детсад ты как бы попадаешь в своеобразный мир, в некую экзотическую страну. В прихожей – маленькие вешалки, на которых вместо номерков нарисованы яблоко, морковка, груша, кролик, собачка; столы и стулья в этой стране такие маленькие, что на них боязно садиться. Кроме того, есть и совсем крохотная мебель, например кровати, где спят куклы, укутанные в одеяльца величиной с носовой платок. У кукол есть трамвай, автомобили, телеграфные столбы и музыкальные инструменты. В комнатах имеется и так называемый строительный материал, то есть легкие, сделанные из фанеры геометрические тела. Из них ребята строят и для себя, и для кукол дворцы, заводы, мосты и корабли.

12-Стрелок

     Все это богатство, однако, отсутствовало в том зале, где происходил праздник. На празднике, например, кавалеристы-малыши с картонными лошадками , привязанными к груди, просто по паркету маршировали перед зрителями. Если точно нарисовать, думалось мне, только ребят с картонными лошадками, получится как-то уж чересчур бедно. Будет недоставать главного – детского воображения. И кавалеристы и зрители-дети почти убеждены, что это настоящая кавалерия в большом пространстве настоящего взрослого мира, а не маленькие дети в сандалиях на паркетном полу.

13-Танец-пехотинца

     И вот я решил внести в игру свою инициативу – изобразил ребят не на полу, а на мосту из детского строительного материала. Поставил на мосту телеграфные столбы и поместил под мостом уток, рыбок, парусную лодку. Рисунок, мне кажется, «зазвучал», получил тот наивно-трогательный, шутливый характер, который имела детская игра в действительности, и, на мой взгляд, стал отражением всей суммы впечатлений от детского сада, включая и детские разговоры.

14-С вожатой-в-атаку

     Так же, дополняя виденное, я поступил и с другими моментами игры, а многие эпизоды придумал сам, все время стараясь быть верным всей сумме полученных впечатлений. Убеждение детей, что все в мире чрезвычайно интересно, их способность наделять окружающие предметы воображаемыми свойствами, способность детей убежденно представить себя взрослыми, перенестись фантазией в настоящую, «взрослую», обстановку позволили мне сочинить то, чего на празднике не было, но могло быть в детской игре»

(Из книги А.Ф. Пахомова " Про свою работу" 1971)

                                           Карандашные наброски:

15-Танцуют все

16-Курьер

17-Ёжик, Сдавайся!

18-Танкист

19-Медицинская-помощь

20-В медпункте-на-перевязке

21-Кавалерист

       Графика: Монохромные произведения А.Ф. Пахомова

«… Последнюю из цветных книжек «Мяч» С. Маршака я сделал в 1934 году, и с тех пор все эти долгие годы я делал только черные, карандашные рисунки. Правда, надо оговориться, иногда я черные карандашные рисунки раскрашивал, получался цветной рисунок с черным контуром.

Такого рода цветных книжек я за этот период сделал несколько: «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Наша дружная семья» С. Михалкова, «Крестьянские дети» Н. Некрасова и другие, но к чисто цветным книжкам без черного контура я вернулся только в 1964 году».  Из книги А.Ф. Пахомова «Про свою работу», 1971 г.

1937-Что же теперь будет?

1939-Рисую Ленина

1943-Берлин-Регулировщица

1948-Кем-быть

1951-Пахомов-Мурзилка

1958-Подожди Сейчас-поставлю

Подожди Сейчас-поставлю

 1962-Косички

1962-Дети-Косички

Всё порву

1963-Всё порву

Девочка

1960-Много-дел-у-нас-ребята

Толстой -Филиппок-3

Дети-утром

Дети-Снег

Старшая сестра

Дети-Старшая сестра-2

Михалков — А что-у-Вас

Наша-дружная-семья

У-Маши-ноги босы

Маяковский-Что такое-хорошо

Азбука-И-иду-в-бой

1964-Одежда-для-куклы

1968-Мама

В статье использовались материалы из электронных СМИ, в том числе с сайта www.art-spb.info/community

а также выдержки из книги А.Ф. Пахомова «Про свою работу», 1971 г. и воспоминаний В.С. МатафоновА

20
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Путешествие из Росcии в Испанию! - ambilive © 2018