История одной марки

История одной марки

  Интересная судьба этой марки. С ней связано непростое время для молодого советского государства. Прошло всего 14 лет с момента образования. А страна пережила революцию, изнурительную и уничтожавшую всё человеческое Гражданскую войну. Военная интервенция, сплошная разруха в городах и деревнях. И наконец долгожданный мир. Первая советская пятилетка. Вокруг одни враги. И вот Германия протягивает руку дружбы, как потом оказывается с камнем за пазухой.

    Взгляните внимательно на одну из советских марок 1930 года, пропагандирующую новую жизнь при социализме. Она издана по плакату В.Костяницына «Даёшь пятилетку за четыре года!» . Крупным планом на марке изображён немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» LZ- 127.

1930- «Даёшь пятилетку за четыре года!»

    В тридцатые годы прошлого столетия в Советском Союзе появилось модное увлечение или как бы сейчас сказали «ноу хау». В стране развернулась кампания по проектированию, строительству и использованию нового вида летательных аппаратов — дирижаблей. Им уделялось особое внимание со стороны правительства, так как они были значительно дешевле самолётов.

1931-дирижаблестроение

    В СССР приглашались иностранные специалисты для консультации и работы по этим вопросам, в частности, из Италии.

1934-2- Авиа-почта-дирижабли — «Ворошилов» — «Правда»

    А вот с Германией поступили по другому. Советская почта решила отметить эти события по другому. Руководители решили организовать гашение почтовых марок для любителей коллекционеров на дирижабле знаменитого конструктора графа Фердинанда Цеппелина .

4- Цеппелин- дирижабль-строитель

2005-Цеппелин-История-дирижабля

    Дело в том, что ранее немецкое руководство обратилось к СССР за разрешением провести полёт над советским Заполярьем и Арктикой с ознакомительными и научными целями. На самом деле германская разведка стремилась получить сведения о будущем театре военных действий. На то время отношения СССР и Германии были тёплыми и дружелюбными. В Советском Союзе тогда работало много немецких специалистов из известных всему миру фирм — «АЕГ», «Сименс-Шуккерт», «Цейс», «Сименс-Гальске», «Рейн-металл-Борзиг», «И.Г. Фарбениндустри» и другие.

    Военную разведку вели сотрудники химической фирмы «Берзоль» , работавшие в области производства отравляющих веществ в Гатчине, а также курсанты и обслуживающий персонал школ, готовивших для Германской армии танкистов в Казани , лётчиков в Липецке , специалистов войск химзащиты в Саратове . Время было такое. Неудивительно, что Германия получила такое разрешение на пролёт, но при условии, что все материалы аэрофотосъёмки по окончании экспедиции будут переданы Советскому Союзу. Немцы с радостью согласились.

    Полученное разрешение на полёты дирижабля позволило им под научным прикрытием провести крупнейшую в истории разведывательную операцию на советской территории. Для большей убедительности в состав экспедиции были включены четыре представителя от СССР. В их числе оказался знаменитый полярный исследователь Эрнст Теодорович Кренкель . В 1966 году он будет избран председателем правления Всесоюзного общества филателистов.

1973-70-лет-полярному-исследователю Э.Т.Кренкель 

    В «Большой советской энциклопедии» первого издания в статье «Дирижабли» написано:

«… В 1930 же году «Граф Цеппелин» совершил целую серию полётов в различные государства; среди этих полётов следует отметить полёты над Скандинавским п-овом и Шпицбергеном и особенно посещение им Москвы 10 сентября. При прилёте в Москву дирижабль был с большим интересом встречен населением, а его экипажу был оказан радушный приём.»

    Этому событию был посвящён выпуск специальной марки «Воздушная почта» для оплаты международной авиационной корреспонденции. Советская почта по договорённости отправляла её с почётом из Москвы на борту шпионского дирижабля. Гашение марок сделали специальным штампом с датой «10.09.30».

1931 — арктический рейс ледокола-«Малыгин» встреча с дирижаблем LZ-127  

    Почта, которую отправляли на дирижабле, имела адресатов за границей в стане непримиримых врагов социализма. Доставить туда марки с пропагандой социалистических идей под лозунгом «Пятилетку — за четыре года!» считалось большой удачей. Вот только какой ценой? Об этом станет известно значительно позже.

2-Граф Цеппелин-и -дирижабль- «LZ-127»

    А пока … 24 июля 1931 года дирижабль «Граф Цеппелин» вылетел из города Фридрихсхафен в Берлин. Затем взял курс в Прибалтику, пролетел над Таллинном, сделал остановку в Ленинграде. Оттуда он полетел над просторами Белого и Баренцево морей до берегов Земли Франца-Иосифа, далее проследовал над островом Домашний , полуостровом Таймыр и повернул к острову Диксон .

13-порт Диксон

    Оттуда дирижабль пересёк Карское море, пролетел над северной частью Новой Земли мимо мыса Желания, обследовал главный хребет острова и вернулся в Ленинград. Таким образом, за 4 дня немцы сфотографировали огромную территорию суши и акваторию северных морей нашей страны размером более 1000 км в длину и 100 км в ширину.

    В «Большой советской Энциклопедии» сообщалось: «… Дирижабль совершил посадку на воду в районе бухты Тихой (архипелаг Франца-Иосифа) и обменялся почтой с ледоколом «Малыгин».

8-ледокольный пароход «Малыгин»

    Этот момент и был отмечен выпуском четырьмя почтовыми марками. Художник И.Дубасов изобразил на марках разного цвета белого медведя, взобравшегося на ледяной торос и смотрящего на корабль и дирижабль. Для коммунистической пропаганды на картинке был нарисован символ социализма «серп и молот» и сделана надпись для Европы на французском языке: «СССР — Северный полюс».

1931-2- «СССР — Северный полюс». Airship-LZ-127-meets-Icebreaker-Malygin

    Далее произошли следующие события. В Арктике на борту ледокола «Малыгин» находился ещё один известный полярный исследователь — Папанин И.Д . Ему было поручено от имени Наркомата связи сопровождать почту от Архангельска до Земли Франца-Иосифа, где произвести обмен корреспонденцией с немецким дирижаблем. 

Папанин в центре на палубе

Эта операция была успешно проведена, и марки были погашены специальным штемпелем. А вот дальше — сплошной конфуз и провал в пользу немецкой разведки.

5-Цеппелин

Дело в том, что советское правительство договорилось о передаче о материалов аэрофотосъёмки СССР только в конечной точке маршрута — в Ленинграде. Однако, «Граф Цеппелин» LZ- 127 посадку там делать не стал, а без задержки, быстро улетел в Германию. А оттуда на запрос прислали хитрый ответ о том, что все материалы аэрофотосъёмки оказались испорчены во время обработки. Стало быть присылать нечего, извините.

А теперь о цене за эту оплошность.

После разгрома фашистской Германии в провинции Мекленбург в архивах разведывательного инфорсационного цента «Раумкоппель» были обнаружены материалы той экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин».

Мекленбург-4

    На основе их немцы изготовили десятки фотографий и топографических карт районов Заполярья и Арктики СССР, интересовавших военную разведку. Немецкие гидрографы и картографы уточнили лоции и создали совершенно новые карты Советской Арктики. Корабли и подводные лодки военно-морского флота использовали их всю вторую мировую войну при проведении боевых операций на Северном морском пути, минировали наши прибрежные районы.

6-ледокольный пароход «А.Сибиряков»

Так, например, 25 августа 1942 года ледокол «Сибиряков» в Карском море был потоплен у острова Белуха, где столкнулся с вооружённым до зубов тяжёлым германским крейсером «Адмирал Шеер» . Но он успел отправить информацию на остров Диксон (конечная точка посещения дирижаблем LZ-127 “Граф Цеппелин») о его появлении в арктических водах и там смогли подготовиться к встрече с тяжёлым крейсером.

7-тяжёлый крейсер- «Адмирал-Шеер»

    Тем не менее, «Адмирал Шеер» приплыл и сумел нанести громадный ущерб своей артиллерией посёлку полярников и стоявшим в бухте судам.

10- Эсминец Нарвик

    Позже, немецкий эсминец Z-27 типа «Нарвик», дей ствуя в Арктике , 7 ноября в районе островов Надежды и Медвежий потопил танкер «Донбасс» и сторожевой корабль «СКР-78». На минах, установленных немцами в проливах Маточкин и Югорский Шар, подорвался транспорт «Щорс».

11- сторожевой катер СКР

    Вот такая была цена дружеских связей с Германией в 30-е годы. Однако, она не перевесила того неоценимого вклада в строительстве промышленности молодого советского государства и обучения советских специалистов под руководством немецких инженеров.

    Всю эту глупую историю из жизни молодого государства напоминает та далёкая марка художника Дубасова , которая в наше время стала большой редкостью для любителей коллекционировать марки — небольшие и симпатичные произведения искусства.

                      

31
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Путешествие из Росcии в Испанию! - ambilive © 2018