Художники России - Алексей Пахомов Вып.2

Художники России - Алексей Пахомов Вып.2

    В России есть ещё достаточно художников, которых многие не знают. Это прежде всего такие, которые работают различными оформителями, в частности книг. А ведь это тоже не простое искусство. Не каждый сможет нарисовать такие рисунки, которые будут привлекать к себе читателей, и особенно малышей. Именно к таким и относится художник, о котором пойдёт речь в нашем очерке. В его творчестве много хороших и интересных иллюстраций к детским рассказам.

    Алексей Фёдорович Пахо́мов (1900, дер. Варламово, Вологодская губерния — 1973, Ленинград) — советский график и живописец. Народный художник СССР (1971). Действительный член АХ СССР (1964). Лауреат Государственной премии СССР (1973 — посмертно) и Сталинской премии второй степени (1946)

    С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева.

    В конце 1920-х гг. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж» . За время работы с Лебедевым у Пахомова сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. А. Ф. Пахомов занимает одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920—1940-х годов.

    Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов, тем не менее, делал и многочисленные наброски с натуры. Карандашные наброски сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ, но его преподаватели Тырса и Лебедев убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями.

    Как живописец Пахомов создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ) , «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930, ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).

«Жница»

«Девушка в голубом»

«Стрелки из лука» 

Историки ленинградского искусства отмечают принадлежность А. Ф. Пахомова к ленинградской школе пейзажной живописи.

    Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944).

    На сайте полностью размещена книга «Школьные товарищи» с иллюстрациями Алексея Федоровича Пахомова. Предлагаю ее вниманию участников сообщества.

С. Маршак «Школьные товарищи», Рисунки А. Пахомова. Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937.  

В 30-е годы Пахомов все чаще выступал с черно-белыми иллюстрациями. Он искал предельно лаконичное пластическое решение средствами графики и достигал высоких результатов. Такого экономного использования линии, выражающей большую художественную форму, не знала еще детская книга. Это решение сложилось у художника не сразу в том качестве, которое подходило бы к иллюстрации для малышей. Сначала Пахомов вводил широкое изображение с помощью простых и динамичных линий в рисунках к «Тому Сойеру — сыщику» Марка Твена, предназначенных для школьников среднего возраста. Эти рисунки были слишком скупы в передаче формы для восприятия малышей. В них была определенная условность приема, хорошо подходившая детям постарше.

2-Двигай отсюда, пока цел

3-Ничего, покрасим

4-Туда плывём!

Следующей стадией были иллюстрации к «Шестому скороходовскому» , о которых уже говорилось выше. Затем художник применил изображение линиями с минимальной штриховкой в литографиях к книге И.В. Шорина «Одногодки» (1934 ), рассчитанной на школьников. Это было ближе к намеченной цели. Но Пахомов, очень чуткий к возрастным требованиям детского восприятия, не вводил свой метод в книгу для младшего возраста, пока он не выкристаллизовался.

20-1934-Обложка

17-Сейчас найдём

18-Вон там

19-Что мы наделали

Разработка художником новых графических решений в иллюстрациях отчетливо видна на примере его рисунков к произведениям С.Я. Маршака: «Лодыри и кот», «Школьные товарищи» , «Рассказ о неизвестном герое». Стихи Маршака были близки Пахомову открытием новых тем. Художник создавал в рисунках к ним образы современных ребят. Он не просто запечатлевал детей, но ставил вопросы их воспитания и школьной жизни. До Пахомова эти моменты никем из художников не были освещены столь глубоко и живо.

Издание иллюстрированного сборника С.Я. Маршака «Школьные товарищи» было знаменательной вехой для художника. «Мне удалось, — рассказывал Алексей Федорович, — уговорить издателей сделать опыт изготовления офсетной печатной формы с карандашных рисунков. Опыт прекрасно удался, и впервые в 1937 году вышла книжка с моими карандашными рисунками — «Школьные товарищи»… Для меня это было большим событием, изменившим характер всей моей дальнейшей работы в книге. Отныне я стал работать для книги только в своей любимой карандашной манере, совершенствуя ее и видоизменяя применительно к иллюстрируемому тексту» .

Выразительностью отличаются иллюстрации к «Песне о первом дне сентября» (сб. «Школьные товарищи»), в которых ритмичностью движений и композиционным единством страничных разворотов достигается ощущение коллективности, причем образность рисунков, как отмечалось в критике, даже «перерастает литературный текст Маршака».

 

Особенной известностью пользуется полосный рисунок с изображением алтайского мальчика и девочки с Валдая, отправляющихся «первый раз в класс» . Этот страничный разворот, на другой половине которого показаны маленькие украинцы, привлекает глубокой наблюденностью, психологической достоверностью образов детей.

 Большое достоинство иллюстраций Пахомова в том, что в них убедительно раскрыта братская дружба народов и сделано это в форме, доступной маленькому читателю-зрителю. Во многих рисунках художника также можно видеть, как искусно создается ощущение детского коллектива. Это качество, бесспорно важное для иллюстраций детской книги, утверждалось в произведениях Пахомова. Графические произведения для сборника превосходили по своему уровню прежние работы к книге С.Я. Маршака, изданные двумя годами раньше. Сопоставление вариантов иллюстраций (1935 и 1937 годов) к веселому стихотворению «Лодыри и кот» показывает, насколько жизненнее и пластически богаче выглядят новые рисунки Пахомова. Старые листы не идут ни в какое сравнение с этими иллюстрациями, выполненными графитным карандашом".

    «Издательством был несколько сокращен первоначально намеченный объем сборника „Школьные товарищи“. В его состав не вошло полное мягкого юмора стихотворение »Дремота и зевота" , поэтому оказался не напечатан и одноименный рисунок Пахомова, изображающий школьников вечером у настольной лампы. Впоследствии воспроизводившийся в других изданиях со значительным уменьшением лист «Дремота и зевота» не давал представления о своих истинных достоинствах. Автору этих строк довелось оценить рисунок, лишь увидев оригинал при подготовке выставки ленинградских художников, посвященной сорокалетию издательства «Детская литература».

    Мы все привыкли к стихотворению «Дремота и зевота», иллюстрированному В. Лебедевым (учитель Пахомова). На рисунке Лебедева изображен засыпающий посреди игры мальчик, рядом с ним лошадка, самолетик (сборник «Детям», Детгиз, 1956):

И насколько иначе прочел стихотворение А. Пахомов!

    Замечательная книга! И, получается, одна из ключевых у Пахомова, когда он окончательно перешел к карандашной графике и приблизился к тому стилю, благодаря которому известен каждому.

Если сравнивать с «Лодырями и котом» 1935-го года, то эволюция внезапная и значительнейшая:

    Прошедшая в 1961 году в Государственном Русском Музее юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова.

Забыла!

Мама учит вышивать

   После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет , возвращается к некоторым собственным приёмам, разработанным в 20-х годах.

Свой театр-1962

Первые шаги 1964

Сама!

Строгий наказ

Помощница

    В результате выходят книги с цветными иллюстрациями — «Липунюшка» Л. Н. Толстого (цветной карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие. Известны живописные и графические портреты А. Ф. Пахомова.

   

Награды и премии

Заслуженный деятель искусств РСФСР (6 декабря 1945)

Народный художник РСФСР (12 апреля 1963)

народный художник СССР (1971)

Сталинская премия второй степени (1946) — за серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944)

Государственная премия СССР (1973 — посмертно) — за оформление и иллюстрации к сборнику рассказов Л. Н. Толстого «Филипок. Страницы из „Азбуки“ »

Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.

74
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Путешествие из Росcии в Испанию! - ambilive © 2018