По следам журнала Крокодил

По следам журнала Крокодил

     Всё началось в «Рабочей газете», которая издавалась в Москве с 1922 года. Коллектив редакции был молодой, талантливый, с изданием активно сотрудничал опытный сатирик Демьян Бедный и другие талантливые острословы. В каждом номере были карикатуры и фельетоны. Само собой напрашивался выпуск специального сатирического приложения, которое бесплатно высылалось бы подписчикам газеты. С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами.

      В выпусках приложения осмеивались столпы международного оппортунизма, белоэмигранты, уповающие на засуху и голод в России, нэпмановская буржуазия, буржуазные интеллигенты, саботирующие мероприятия Советской власти, церковники, дурманящие народ, а также жулики, спекулянты, самогонщики и другие носители пороков, связанных с нэпом.

     Усиленные поиски форм связи с рабочим читателем, новых тем, новых принципов и методов сатирической типизации дали положительные результаты. Трехмесячный опыт издания иллюстрированного сатирического приложения позволил редакции найти правильный путь к созданию сатирического журнала нового типа.

    27 августа 1922 года вместо приложения №13 читателям доставили первый номер журнала «Крокодил» . Название «Крокодил» предложил молодой сотрудник «Рабочей газеты» Сергей Гессен . Новый журнал имел значительные отличия от старого приложения.  В первом номере и была опубликована программа действий журнала. Её сформулировал Демьян Бедный: «Красный Крокодил – смелый из смелых! Против крокодилов чёрных и белых». А его стихи определили задачу издания на будущее:

Добираться до всякой гнилости И ворошить гниль без всякой милости, Чтоб нэповская муть не цвела И не гнила Вот какова задача Красного Крокодила!

    Конечно, задачу перед собой редакция поставила не шуточную. Силы были сконцентрированы на недостатках хозяйственной жизни, которые мешали борьбе народа. Редакция боролась со всеми, кто мешал восстанавливать народное хозяйство. Руководством к действию были ленинские советы , требовавшего от новой печати деловой и беспощадной войны с конкретными носителями зла, систематической травли негодного. Они выносят на черную доску отстающие фабрики и заводы, разоблачают конкретных виновников этого отставания.. Авторитет журнала и интерес к нему во многом определялись и теми авторами, которые печатались на его страницах. Среди них были писатели Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, Виктор Ардов, Эмиль Кроткий , художники Михаил Черемных, Борис Ефимов, Кукрыниксы, периодически печатались также Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша и др. Внимание сатириков «Крокодила» устремляется прежде всего на недостатки хозяйственной жизни страны, которые определяли в конечном итоге исход борьбы советского народа с разрухой, голодом, за новую, социалистическую Россию. Они выносят на черную доску отстающие фабрики и заводы, разоблачают конкретных виновников этого отставания.

    Непримиримостью к недостаткам, беспощадной критикой конкретных их виновников, дышат стихотворные отчеты «краснокрокодильского селькора» Демьяна Бедного о его поездках по стране. Остротой отличались фельетоны и заметки, подписывавшиеся коллективным псевдонимом «Демьян Бедный и теплая компания краснокрокодильского звания». Они строились на материалах рейдов сотрудников журнала и рабочих корреспондентов-крокоров по заводам, фабрикам, стройкам и учреждениям. На суд масс выносились недостойные поступки отсталой части рабочих. Клеймились позором рвачи и бракоделы, лодыри и прогульщики, болтуны и подхалимы, пьяницы, хулиганы, тунеядцы, жулики. Вместе с тем «Крокодил» постоянно стоит на страже интересов трудящихся, защищает их от произвола зарвавшихся администраторов, от эксплуатации хозяйчиками нэпманами, от жуликов, спекулянтов и т. п. Беспощадно осмеивались чванство, барские замашки, равнодушие к запросам и нуждам трудящихся, имевшие место у отдельных руководителей. Журнал показывал и многообразную жизнь деревни, разоблачал кулака, осмеивал болтунов и лежебок. С жизнью деревни связана, как правило, антирелигиозная тема: враждебные махинации и плутни церковников, религиозные предрассудки и суеверия, стародедовские обычаи и нравы, мешающие советскому крестьянству трудиться и строить жизнь по-новому. Журнал ратовал за смычку города и деревни, за расширение культурных и экономических связей, просвещение и агрономическое воспитание крестьян.

    Уделялось внимание вопросам культурной жизни. В постоянном отделе «Театр Крокодила» осмеивались халтурщики от литературы и искусства, разоблачались идейные враги советского народа, орудующие внутри страны и за границей, саботажники-интеллигенты, нытики, паникеры и т. п. Материалы на аналогичные темы печатались и в других отделах, под разнообразными рубриками. 

    Зло высмеивались недобитые враги республики — белоэмигранты и их покровители из лагеря международной реакции, их надежды на реставрацию старых порядков, на перерождение Советской власти. «Крокодил» быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж . К началу 1923 г . он достигает 150 тыс. экз. — невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.

    С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться «Библиотечка «Крокодила»» , в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников.

    С середины 1924 г. исчезает самый боевой отдел — «Вилами в бок». Вслед за этим рабкоровские заметки перестают печататься и в других отделах и рубриках. Страницы «Крокодила» начинают заполняться произведениями профессиональных литераторов и художников. Злободневные заметки и письма крокоров публикуются все реже и реже. Политическая острота, злободневность, масштабность сатиры «Крокодила» заметно снижаются. Журнал начинает ориентироваться на интеллигентные слои читателей, на служащих, городское мещанство. Темы труда и быта рабочих отходят на второй план.

    В апреле 1927 г. «Крокодил» наряду с некоторыми другими сатирико-юмористическими журналами подвергся суровой и справедливой партийной критике. Центральный Комитет партии обязал редакцию в корне перестроить журнал. Он вновь берет ориентацию на рабочего читателя, постепенно восстанавливает связи с массами, привлекает к сотрудничеству видных советских сатириков. Вновь создаются отделы «Вилами в бок» и «Страничка читателя». К концу 20-х годов «Крокодил» восстанавливает свою славу лучшего массового органа советской сатиры. Неуклонно растет тираж издания. К 1932 г. он уже составляет 500 тыс. экз.  В августе 1930 г . «Крокодил» берет шефство над Магнитостроем. Другие выездные бригады крокодильцев активно вторгаются в жизнь многочисленных коллективов крупнейших строек страны. Эмблема журнала — крокодил с вилами — становится известной в самых широких кругах читателей. «Крокодил» превращается в одно из популярнейших советских изданий, привлекает внимание прогрессивных кругов зарубежных стран.

    В начале 1930-х годов политико-идеологическое отношение к сатирическим изданиям меняется. Появляются цензурные запреты и начинается атака на «буржуазную сатиру», обслуживающую НЭП. «Рабочая газета» была закрыта, и производство журнала взяло на себя издательство «Правда». Главным редактором стал Михаил Захарович Мануильский. В это время «Крокодил» стал больше осторожничать, не принимал активного участия в проходивших в стране кампаниях.

    С 1933 года «Крокодил» остаётся единственным сатирическим журналом на всю страну. В конце года НКВД обнаружило в «Крокодиле» «контрреволюционное формирование», занимавшееся «антисоветской агитацией» в форме сочинения и распространения нелегальных сатирических текстов. В результате сложной интриги с участием Л. З. Мехлиса двое сотрудников журнала — Эмиль Кроткий и Вольпин — были арестованы, редколлегия распущена, редактор Мануильский лишился своего поста. Редактором обновлённого журнала стал М. Е. Кольцов , его заместителем — Л. И. Лагин . Заведовать редакцией стал Аркадий Бухов, сотрудничавший с ОГПУ-НКВД. Журнал был передан под контроль «Правды». С тех пор журнал уже не уклонялся от политических кампаний, проходящих в стране.

    С 1934 года «Крокодил» являлся важнейшим официальным рупором политики на всех уровнях общественно-политической жизни. В журнале публиковались как сатирические материалы, так и иллюстрации значительных достижений СССР.

     В 1936-1940 годах многие сотрудники, работавшие с Мануильским, были репрессированы. Вторая мировая война налагает своеобразный отпечаток на облик «Крокодила». Из номера в номер печатаются на его страницах памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистских поджигателей войны и их пособников из лагеря так называемых умиротворителей. Замечательным достижением является его политическая карикатура на международные темы, представленная именами Л. Бродаты , Кукрыниксов, К. Елисеева, Б. Ефимова, Ю. Ганфа и др.

    Сатирики журнала разоблачали фашизм и его идеологов, срывали маски миротворцев с англо-французских и американских империалистов, потворствующих фашистам. Надолго приковывает к себе внимание поэтов и сатириков журнала героическая борьба испанского народа против фашизма.

    После войны около двадцати лет главным редактором журнала был М. Г. Семёнов. Долгое время от партии к нему был приставлен функционер Б. А. Егоров, который в противовес Семёнову пытался соблюдать установки партийного руководства.

   Сатира «Крокодила» не ограничивалась мелкими бытовыми темами — разоблачениями бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков, стиляг, а также критикой некомпетентных руководителей среднего и низшего звена, она также отражала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики.

1926-04

1926-06

1927

1927-02

1931

1936

1958

1960   

1962

1963

1965-1

1965-2

1965-3

1966

1968

1970-1

1970-2

1975

1976

1977

1978

1978-2

1979

1979-2

1981-09

    Вплоть до начала перестройки сатира журнала сохраняла жёсткий характер, за минимальными исключениями. Публиковались карикатуры экстремального характера, значительно превосходящие по злобности аналогичные материалы других советских периодических изданий. Однако, в2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться.

1983-1

1983-2

1983-3

1984-1

1984-2

1984-3

1984-4  

1984-5

1985-12

1986-07

1989

1990

1991

    С сентября 2001 года выходил журнал «Новый Крокодил» , просуществовавший до августа 2004 года. Издание журнала с прежним названием возобновилось в Москве в августе 2005 года под редакцией журналиста Сергея Мостовщикова. Рассчитанный не на широкие массы, а на узкий круг читателей, он не смог завоевать прежней известности и окончательно закрылся в 2008 году.

2001-12

2002-02

2002-09

2003-10

 2004-01 

2004-08

2007-07

2013-08

27
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Путешествие из Росcии в Испанию! - ambilive © 2018