Home

Рисунки испанских детей войны.

рисунки испанских детей войны

В период 1936-1939 гг. Правительство Второй Республики организовало работу в интернатах среди детей, чьи родители были вовлечены в учатие в гражданской войне. Вдали от свиста пуль и грохота бомб дети в медицинских целях изливали свои страхи на бумагу. Рисунок стал для них синонимом их свободы, бегства от ненавистной реальности, в которой они, как и мой дедушка - Мартинес Херман Пико из далёкого Бильбао - оказались не по своей воле.

Дети создали тысячи рисунков, которые потом исчезли, когда закончилась война. Многие люди в Испании знали об их существовании, но также было неизвестно, что с ними стало, и даже сохранились ли они вообще. Сейчас мы с волнением наблюдаем возвращение этих маленьких шедевров к людям, считавшимися навсегда утраченными. Однако, благодаря некоторым людям, нам снова можно их увидеть. Кто же они? Это прежде всего Анхеле Хираль, одна из «детей войны», бывшая директор Архитектурной и художественной библиотеки Эйвери Колумбийского университета, г. Нью-Йорка. Это она сумела сохранить эту бесценную коллекцию в стенах университета. Её эстафету принял новый директор указанной библиотеки — Джеральд Бисли. Вильям и Эмили Лейдер, а также Эрик и Ирен Соломоны передали альбом из интерната Бена Леидера. Ричард Бернарди, Элизабет Компа и Джеймс Фернандес предоставили нам репродукции рисунков.

Таким образом, нам представляется особенно важным тот факт, что спустя 75 лет эти рисунки вновь могут встретиться с поколением своих создателей, которым в своё время пришлось пережить потери, унижения и изгнание (У моего дедушки отец был замучен в тюрьме франкистами).

Исследуя происхождение и местонахождение представленных здесь рисунков нетрудно прийти к выводу, что в последующих войнах, последовавших за войной в Испании, дети разных народов также с помощью карандашей и бумаги выплёскивали трагический опыт пережитых ими бомбёжек, разрушений, смертей, скитаний и расставаний. Рисунки порождены разными культурами в разные эпохи и, естественно, различны по историческому контексту. Но при этом они поразительно схожи — в изображении горестных расставаний, пылающих, разрушенных бомбёжками домов, распростёртых на улицах и дорогах тел, водушных боёв, перепуганных детей, в ужасе разглядывающих обломки. Мы же будем рассматривать предоставленые нам рисунки со стороны.

В трёх частях, подобно сонате: Ожидание, Тревога, Отчаяние — рисунки с неподдельной ясностью говорят нам о том, что могло бы случиться, о том, что было на самом деле; и о том, наступления чего никто не хотел и не ждал. Эти дети, дети «общего дела» Республики, те, кому была адресована образовательная политика, стали сегодня нашей совестью. Нарисованные ими сцены гибели, разрушенные дома, поезда, взрывы, и тут же - сцены детских игр, совместной еды, воспоминания, лица друзей - все вместе они призывают нас - «Хватит!». Хватит войн, насилия, хватит ненависти, человек рождается для жизни, а не для САМОРАЗРУШЕНИЯ!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Booking.com