Home Статьи Интересное Плакат и сатира в России

Плакат и сатира в России

В искусстве России была ещё одна особенная страничка, которую нельзя никак не заметить. Это оригинальное мастерство художников, проявленное при создании особых картин или картинок, называемых ПЛАКАТ. Этот своеобразный вид изобразительного искусства, который по сути являлся ПРИЗЫВОМ к народу в виде картины или рисунка, как правило, с коротким стихом или фразой. Он возник при появлении нового государства — СОВЕТСКОЙ РОССИИ. Революционной России необходимо было срочно мобилизовать своих граждан для выполнения неотложных задач: защиты Отечества от белогвардейцев и иностранной военной интервенции, побороть неграмотность среди населения, помочь голодающим, преодолеть разруху городов и сёл и много ещё чего. Поэтому в первые послереволюционные годы возник расцвет в искусстве плаката.
    Самыми знаменитыми художниками плакатов в то время были Дмитрий Стахиевич Орлов (он же МООР) = 1883-1945 и Виктор Николаевич Денисов (он же ДЕНИ) = 1893-1946

Moor -Моор Дмитрий Стахиевич 1883-1945

Moor -Моор Дмитрий Стахиевич 1883-1945

Deny -Дени Виктор Николаевич 1893-1946

Deny -Дени Виктор Николаевич 1893-1946

Моор создал для всего поколения граждан России незабываемые по своей силе

1920-Моор-Did you wrote to the civil war?

1920-Моор-Did you wrote to the civil war?

1920-Моор -Помоги!-Moor-Help me

1920-Моор -Помоги!-Moor-Help me

убеждённости образы КРАСНОАРМЕЙЦА и СТАРИКА, взывающего о помощи (см. плакаты  «Ты записался добровольцем?», «Помоги!»).

Дени тоже оказался талантливым художником-карикатуристом. Его плакаты выделялись острым и тонким юмором, отображая реальную действительность. Лучшие работы Дени оказались быстро замечены и распространились по всей территории России. Это плакаты «Антанта под маской мира» (1920г.) и «На могиле контрреволюции» (1920г.).

1920-Дени- Deny-ANTANTA want a peace

1920-Дени- Deny-ANTANTA want a peace

1920-Дени- Deny-It's the tomb of the counterrevolution

1920-Дени- Deny-It's the tomb of the counterrevolution

В 1918 году в России возникло небольшое объединение художников — «Окна сатиры РОСТА», в которое вошли Михаил Михайлович Черемных(1890-1962), Иван Андреевич Малютин(1891-1932) и поэт Владимир Владимирович Маяковский. Это было уникальное явление в искусстве России. Втроём они обслуживали 150-ти миллионное население государства. Художники вручную рисовали острые сюжеты на злобу дня, тут же сочиняли к нему текст, а затем размножали готовые плакаты с помощью трафарета. Это было очень удобно и оперативно, поскольку вся работа занимала всего несколько часов. Кроме того, это избавляло студию связываться с типографией. Таким образом можно было своевременно откликаться на важные события общественно-политической жизни страны.
    Сюжет на плакатах развивался последовательно и рассказ имел определённый конец. Каждый эпизод действия сопровождался простым, сатирическим стихом, понятным трудовому народу. Силуэты на картинках рисовались примитивным способом, но их герои всегда были узнаваемы. Цвет рисунков был яркий и очень символичный. Красной краской рисовались — Рабочий, Красноармеец, Матрос, Швея и Прачка, а враги Советской власти — Банкир, Помещик, Барыня, Генерал и Бюрократ — чёрной краской. Строгие линии и отсутствие мелких деталей на рисунках придавали плакатам особую выразительность, заряжали своей энергетикой.

 

«Окна сатиры РОСТА»

1920-Окна сатиры РОСТА №920-Windows of the satire ROSTA

1920-Окна сатиры РОСТА №920-Windows of the satire ROSTA

1920-Окна сатиры РОСТА №700-Windows of the satire ROSTA

1920-Окна сатиры РОСТА №700-Windows of the satire ROSTA

 1920-Окна сатиры РОСТА -Windows of the satire ROSTA

1920-Окна сатиры РОСТА -Windows of the satire ROSTA

1920-Окна сатиры РОСТА -Windows of the satire ROSTA

1920-Окна сатиры РОСТА -Windows of the satire ROSTA

«Окна РОСТА» (РОСТ-Российское телеграфное агентство, центральный орган информации государства в 1918—1925 годах) выходили постоянно, без перерыва на протяжении трёх лет и прекратили существование сразу же после окончания Гражданской войны в 1921 году.

1920-Окна сатиры РОСТА №856-Удар по Буржуям -It's the blow for the bourgeoisie

1920-Окна сатиры РОСТА №856-Удар по Буржуям -It's the blow for the bourgeoisie

Они по праву стали новой формой изобразительного искусства в России в период строительства и становления нового государства.

1920-Окна сатиры РОСТА №42 ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТа -Windows of the satire ROSTA

1920-Окна сатиры РОСТА №42 ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТа -Windows of the satire ROSTA

Спустя более двух десятилетий лучшие традиции революционного плаката продолжили другие художники. Так с началом Великой

Отечественной войны в первые её дни на улицах городов появился самый знаменитый и до боли знакомый плакат Тоидзе Ираклия

Моисеевича (1902-1985), «Родина-мать зовёт!» (1941г.) В его сюжете явно просматривается «рука Моора» с его плаката «Ты записался

добровольцем?».
   В начальный период войны, когда на фронте было очень трудно, главным героем сюжетов на плакатах был советский солдат.

1941-Тоидзе-Toidzer -Mother country calls

1941-Тоидзе-Toidzer -Mother country calls

 KOKOREKIN_Кокорекин

KOKOREKIN_Кокорекин

Затем в середине войны, когда ситуация стала меняться в лучшую сторону, появились плакаты, вселяющие уверенность в победе народа над фашизмом (см. плакаты)

1942-Кokorekin -For the Fatherland

1942-Кokorekin -For the Fatherland

1942-The German tank don't go here

1942-The German tank don't go here

1943-Иванов В.С -Пьём воду из Днепра

1943-Иванов В.С -Пьём воду из Днепра. They drink some water from Dnepr's, will drink it from Bug

1943-We shall go to Berlin They drink some water from Dnepr's, will drink it from Bug

1943-We shall go to Berlin

    В годы Великой Отечественной войны в стране опять возродились «Окна сатиры РОСТА», только теперь они стали называться «Окна ТАСС» ТАСС — это Телеграфное агентство Советского Союза, являющееся центральным органом информации советского государства в 1925-1991 годах. За период существования его художники нарисовали более 1200 плакатов («Окна РОСТА» — 1100 выпусков), которые распространялись как в Советском Союзе, так и за рубежом.
    Сюжеты «тассовских окон» представляли собой плакаты героического и сатирического характера. Их писали знаменитые на всю страну художники — КУКРЫНИКСЫ — это их псевдоним - Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Крылов Порфирий Никитич (1902-1990), Соколов Николай Александрович (1903-1999). Самые знаменитые их плакаты «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (22.06.1941), «Потеряла я колечко ( А в колечке 22 дивизии)» (1943), «На приёме у бесноватого главнокомандующего» (1944г.) и другие.

«Окна ТАСС»

 

«Окна ТАСС» 

1941-Cukryniksy- We shall smash the enemy

1941-Cukryniksy- We shall smash the enemy

1943-Cukryniksy -I losed the ring(There are 22 divisions in it)

1943-Cukryniksy -I losed the ring (There are 22 divisions in it)

1944-Cukryniksy- He is at the commander

1944-Cukryniksy- He is at the commander 

 1943-Cukryniksy- Gitler is in the 1943 year

1943-Cukryniksy- Gitler is in the 1943 year

1945-Cukryniksy- Gitler is in the 1945 year

1945-Cukryniksy- Gitler is in the 1945 year

«Окна ТАСС» выпускались массовым тиражом по всей стране. Не было людей, которые не видели бы рисунков в карикатурной форме, высмеивающие грязные и жестокие пороки фашизма. Плакаты вызывали справедливый гнев, ненависть и презрение всего советского народа в каждой республике. Одновременно они заставляли лучше работать людей в тылу и легче переносить тяготы и лишения на фронте. Солдаты яростней били врага и свято верили в победу над фашистской Германией.
    Таким образом, политический плакат времён 1941-1945 годов, как и революционный плакат во время Гражданской войны, явился ярким явлением в истории искусства России. Но и после войны плакаты продолжали свою жизнедеятельность. Они выполняли другие задачи, стоящие перед страной, а затем их продолжили сатирические карикатуры в различных газетах и журналах (журналы «Крокодил», «Перец» и др.). Мы же с вами познакомимся с работами одного из многих — Алексеем Мериновым. Этот художник-карикатурист приобрёл широкую известность в период его работы в газете «Московский комсомолец»

 Алексей Меринов «Московсий комсомолец»

Don't chatter!

Don't chatter!

1956- Shubina- Wear it with the honour

1956- Shubina- Wear it with the honour

1948- Nesterova- Study only on “5»!

1948- Nesterova- Study only on “5»!

Do you want to be how this man?

Do you want to be how this man?

No smoking but I smoke

No smoking but I smoke

Don't drink some alcohol in the lorry

Don't drink some alcohol in the lorry

1954 - Don't the overtake!

1954 - Don't the overtake!

Карикатуры Алексея Меринова

Merinov - He had 3 sons: 2 –  сlever, 1- honest

Merinov - He had 3 sons: 2 –  сlever, 1- honest

Merinov - I gave the pay to you in the last year! Do you waste it?

Merinov - I gave the pay to you in the last year! Do you waste it?

Merinov- We shell skin the linden how the birch

Merinov- We shell skin the linden how the birch

Merinov - I must to be there. You will be if can steal

Merinov - I must to be there. You will be if can steal

Merinov - It's the thievish bank. Roughly, but it's the fairly

Merinov - It's the thievish bank. Roughly, but it's the fairly

Merinov -Who are you?-I'm the riderless

Merinov -Who are you?-I'm the riderless

Merinov - It's “People” and the “Others”

Merinov - It's “People” and the “Others”

Merinov - The crowbar is stronger then the computer

Merinov - The crowbar is stronger then the computer

Merinov – I rent a flat – I scratch from the list –          I lift a bun

Merinov – I rent a flat – I scratch from the list –          I lift a bun

Merinov – Do you want to cast his weight?

Merinov – Do you want to cast his weight?

 Merinov - I feel that I staied too long

Merinov - I feel that I staied too long

Merinov – Eat! That is why gratis (the vinegar)

Merinov – Eat! That is why gratis (the vinegar)

Take this tablet for the sclerosis – Don't remember-which is the sclerosis?

Take this tablet for the sclerosis – Don't remember-which is the sclerosis?

It's the happiness - He understands of me-quickly

It's the happiness - He understands of me-quickly

Who don't work-that eat, because as he mustn't

Who don't work-that eat, because as he mustn't

 They will to build the legal state

They will to build the legal state

The doctor – support the home producer

The doctor – support the home producer

Policeman don't suck – They are far yet

Policeman don't suck – They are far yet

«Economics”, stand up!!!

«Economics”, stand up!!!

It's the bad joke It repeats 82 years

It's the bad joke It repeats 82 years

Give me that

Give me that

We must keep the people

We must keep the people

He told the criticism

He told the criticism

They don't came back No It isn't They cames without the road

They don't came back No It isn't They cames without the road

The rouble become hard? No, it isn't It stifts with cold

The rouble become hard? No, it isn't It stifts with cold

Everyone must carry its cross

Everyone must carry its cross

He don't be the rich!

He don't be the rich!

May I take the car by instalments? Yes it is You buy the wheel in this year

May I take the car by instalments? Yes it is You buy the wheel in this year

Who want to meet the quaitance of the intellectual man?

Who want to meet the quaitance of the intellectual man?

Very well There are all hear today

Very well There are all hear today

We shell meet with you in the parlament

We shell meet with you in the parlament

This is the hard base for the agreement

This is the hard base for the agreement

This is the indification card of the official

This is the indification card of the official

Policeman take his work

Policeman take his work

I can kill everyone for peace

I can kill everyone for peace

It's the Middle Ages 1.It's the control weigh 2.Who says:”Knock at the door with bugls?”

It's the Middle Ages 1.It's the control weigh 2.Who says:”Knock at the door with bugls?” 

He didn't bear by copper tubes

He didn't bear by copper tubes

I tear to pieces for Putin

I tear to pieces for Putin

I can't tread on this rake again.- Take others!

I can't tread on this rake again.- Take others!

Don't ring! – You may denounce only...

Don't ring! – You may denounce only...

Take away and do the sharing!

Take away and do the sharing!

The life is better

The life is better

Don't go on our platform

Don't go on our platform

Give the property! and-Take off an asphalt!

Give the property! and-Take off an asphalt!

We conquer the corruption This is trophy

We conquer the corruption This is trophy

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Booking.com