Home Статьи Интересное Очерк Второй. Франсиско ГОЙЯ. Часть первая.

Очерк Второй. Франсиско ГОЙЯ. Часть первая.

Goya-Avtoportret-Гойя-Автопортрет 

Goya-Avtoportret-Гойя-Автопортрет

Во второй половине 17-го века в испанском изобразительном искусстве начинается спад. Он продолжается целые десятилетия. 18 век тоже был не самым удачным для художников. Свирепая и кровожадная Инквизиция тормозила развитие изобразительного искусства. Её боялись. Однако, вечно так продолжаться не могло. Церковь как не боролась с инакомыслием всё равно постепенно сдавала свои позиции, религиозные сюжеты превращались в наскучивающуюся оболочку. В католической Испании светское искусство ещё продолжало наталкиваться на стену угроз и запретов. Только в конце 18-го и начале 19-го веков Испания и вся Европа столкнулась с новой вспышкой гения в лице очень одарённого художника — Франсиско ГОЙИ.

Франсиско Хосе де ГОЙЯ-и-Лусиентес родился в 1746 году в небольшом поселении Фуэндетодос недалеко от города Сарагоса в семье ремесленника. Если на его жизнь посмотреть, как на книгу о жизни, то это получится увлекательнейший роман. В начале романа можно прочитать об увлекательных приключениях и опасных шалостях молодого и очень вспыльчивого человека: дуэли, поножовщина, нескончаемые любовные страсти и интриги, странствующая бродячая жизнь в компании матадоров. В заключении романа мы видим нашего героя в одиночестве. Он живёт в «Доме Глухого». К нему никого не пускают. Наш герой — угрюмый глухой старик занимается тем, что накладывает на стены дома чёрными фресками образы привидений и смерти. А в середине романа между буйным началом и мрачным концом рассказывается о жизни героя при дворе короля Карлоса 4 в Мадриде, о его громкой славе и успехах. Здесь он непроизвольно участвует во всех тайных

закулисных историях семьи монарха, его умной и распутной жены, а также её главного фаворита Годоя. Затем наступает длительный любовный роман с экстравагантной красавицей герцогиней Альбой (портрет которой он нарисовал в 1795 году)

Goya_duchess_of_alba-Гойя-ГерцогиняАльба-1795

Goya_duchess_of_alba-Гойя-ГерцогиняАльба-1795

Далее следуют невероятные и счастливые события по избавлению героя от страшного суда Инквизиции. Потом была война Испании с Францией, яростный отпор партизан войскам Наполеона. И, наконец, революционный взрыв народа и попытка политического обновления страны. Всё это было и не осталось незамеченным и забытым внимательным художником. Об этом он потом расскажет на своих полотнах и замечательных рисунках. А пока в Испании наступает реставрация монархии. По всей стране проходят казни, репрессии и экзекуция людей. Гойя попадает в опалу существующему режиму и в конце концов уединяется от людей и живёт в одиноком затворничестве в «Доме Глухого». Незадолго до смерти в 1828 году он переезжает жить во Францию.

Вот такова вкратце жизнь и удивительные приключения прославленного художника А параллельно этим событиям у Гойи ещё более сложный и драматичный роман с творческим искусством. Его творчество многолико и многогранно, потому что своими корнями оно принадлежит 18-му и 19-му векам, а в зрелом периоде содержит глубокий подтекст — зашифрованную систему иносказаний, «эзопов язык» если можно так выразиться. Этому Гойю обязывало его положение при дворе.

Goya-semya-korolya-karla-Гойя-Семья короля Карла 4 1800

Goya-semya-korolya-karla-Гойя-Семья короля Карла 4 1800

 

 

Он был первым художником в мастерской у короля Карла 4, но изображал членов его семьи со злой насмешливостью.

Goya-Isabel de Porsel-1805-Гойя -Изабель

Goya-Isabel de Porsel-1805-Гойя -Изабель

Goya- Portret_zhenuy_hudozhnika_Гойя -Портретжены1808  

Goya- Portret_zhenuy_hudozhnika_Гойя -Портретжены1808

Goya-Gannibal-Гойя-Ганнибал 

Goya-Gannibal-Гойя-Ганнибал

 

 

Гойя числился также придворным художником и при ставленнике Наполеона — Жозефе Бонапарте. Однако, это не помешало ему написать целую серию картин о сопротивлении оккупантам во время войны с Францией. Особенно потрясающей была картина «РАССТРЕЛ» в 1814 году

Goya_shootings-1808-Гоия-Расстрел на 2-3мая 1808

Goya_shootings-1808-Гоия-Расстрел на 2-3мая 1808

Goia-franciscogoya_robbery-Гойя-Французские колонизаторы 

Goia-franciscogoya_robbery-Гойя-Французские колонизаторы

 

 

Goya-Metel-Гойя-Метель 1799 

Goya-Metel-Гойя-Метель 1799

 Goya-francisco-portrait-of-the-actress-antonia-zarate-Гойя -Портрет  

Goya-francisco-portrait-of-the-actress-antonia-zarate-Гойя -Портрет

Goya-Portret 2-Гойя-Портрет молодой девушки 

Goya-Portret 2-Гойя-Портрет молодой девушки

Goya-Гойя-Веселье 

Goya-Гойя-Веселье

 

 

Goya-Sooblaznitelnicy-Гойя-Сооблазнительнтцы 

Goya-Sooblaznitelnicy-Гойя-Сооблазнительнтцы

Goya-WoomenГойя Женщина с веером 

Goya-WoomenГойя Женщина с веером

Своими работами Гойя клеймил инквизицию, издевался над суевериями. Но сам при этом едва ли не верил в привидения и в реальность страшных снов. Это особенно повлияло на художника в поздний период творчества, когда он работал в «Доме Глухих».

 Goya-Magiy-Гойя-Магия

Goya-Magiy-Гойя-Магия

Трагический накал работ на полотнах Гойи является его своеобразной визитной карточкой великого Мастера. А это одновременно отражает момент истории творения и характер личности изображённого народа. Очень хорошо это заметил и записал в своём «Испанском дневнике» участник гражданской войны в Испании писатель и поэт Михаил Кольцов:

«Чувство трагического неимоверно у испанца, оно национально. Мальчики от шести лет каждое воскресенье видят СМЕРТЬ шестерых, полных сил и ярости быков, а иногда и самих тореадоров. Похоронные магазины одни из самых роскошных и разукрашенных на улицах. Мысли о смерти, пусть о достойной, о героической, но о смерти... слишком часто занимают его, толкают на поступки иногда отчаянные, иногда наивные».

Goya-scene-of-a-bullfight-Гойя -Тореадоры

Goya-scene-of-a-bullfight-Гойя -Тореадоры

 

 

Во времена Гойи Инквизиция часто сжигала на костре «ведьм» за сношение якобы с демонами. То же самое происходило по тайным доносам за выдуманную ересь. Даже слишком частое по мнению церкви чтение художественных романов, и даже не научных трактатов, могло сойти на руку глупым и невежественным инквизиторам за ересь.

Goia-tribunal-Гойя- Трибунал

Goia-tribunal-Гойя- Трибунал

Костры сожжения для устрашения устраивались публично, и толпа, а также любой желающий, с жадностью и любопытством глядела на это зрелище. Фанатизм захлёстывал толпу. Люди визжали, кричали. Низменные чувства выхлёстывали наружу при виде мучения. Таким образом испанскому народу прививалось чувство жестокости и насилия.

Такая же картина наблюдалась и при виде кровопролитного зрелища боя быков, корриды - опасной игры со смертью. Всё это стремительно укоренялось в голове в сознании у людей и превращалось в испанский народный обычай.

Goia-Corrida-Гойя-Коррида

Goia-Corrida-Гойя-Коррида

 Хотите узнать, что принесло мировую славу художнику? Читайте дальше и Вы поймёте. Это точерки не об искусстве. Они о жизни испанского народа.

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Booking.com