Home

О чём рассказывают марки.

О чём говорят марки? О многом. О великих людях в разных странах. О фауне и флоре. О жизни народов в самых разных уголках планеты. Об удивительных открытиях в области науки и техники. О культуре и искусстве, спортивных достижениях и ещё о многом интересном в жизни людей и обществ.
    В какой роли при этом выступают марки? Они являются не свидетелями истории развития человечества, а их вещественными доказательствами. Это означает, что марки сами по себе нам ничего не рассказывают. За них это делают люди. Мы с Вами берём в руки марку и объясняем  своему собеседнику содержание и смысл воспроизведённого на ней изображения. Причём объяснения могут быть диаметрально противоположными, поскольку зависят они от степени приверженности рассказчиков к истине, их осведомлённости. Поэтому в изданиях об одном и том же марочном сюжете можно встретить совершенно различные рассказы.  

    Рассмотрим пример. Взгляните на марки «Вступление Вооружённых Сил СССР в Западную Украину и Белоруссию». Житель России будет считать, что это было благо для народов, которых СССР брал под свою защиту накануне войны с фашистской Германией. Однако, жители самой Зап. Украины посчитали, что это была агрессия и оккупация со стороны СССР. Поэтому и трактовка этого факта из истории в разных каталогах марок будет не одинаковая.

марки: Вступление Вооружённых Сил СССР в Западную Украину и Белоруссию

    Или другой пример. Иосиф Виссарионович Сталин. Для одних рассказчиков он будет великий полководец, который победил фашизм. Другие сочтут его великим преступником, который планомерно уничтожал свой народ.
    Одним словом, сколько людей, столько и мнений. А марки как были, так и остаются молчаливыми доказательствами определённых моментов нашей истории.
    Но есть такие вещи в жизни нашего общества, с которыми не поспоришь. Согласны будут и те, и другие. А марки это показывают и доказывают. О чём идёт речь? Об ИНФЛЯЦИИ.


    Редко кто из серьёзных финансистов не знаком с филателией. Ведь почтовые марки в ряде случаев помогает им глубже понять особенности денежного  обращения в той или иной стране в какой-то период её истории.
    Что такое почтовая марка? Это не просто красивая миниатюрная картинка, легко помещающаяся в ладони руки. Многие филателисты мира любовно называют её «Визитной карточкой страны». А вот с точки зрения финансиста, МАРКА — это кредитный денежный знак, дающий человеку право на приобретение почтовых услуг. Марки можно купить впрок и использовать их по назначению в любое время. Одним словом, МАРКА — это одноразовая бумажная монета со строго определённым назначением. Поэтому со временем и получилось, что почтовые марки оказались чутким своеобразным барометром, показывающим давление инфляции на финансовую систему государства, свидетельствующий об её неустойчивости или стабильности.
    Рассмотрим примеры на России.
    В августе — сентябре 1921 года поступил в продажу 1-й стандартный выпуск почтовых марок РСФСР с номиналом от 1-го до 40-ка рублей. (смотри вставка 1-й выпуск) Однако их использовали недолго. Следом выходят от 100 до 1000 рублей. А в феврале 1922 года после изменения почтовых тарифов цена за марки значительно возросла. На ещё недавно вышедших в продажу знаках почтовой оплаты пришлось делать надпечатки «5 000 руб.» и «10 000 руб.»

марки: 1-й стандартный выпуск почтовых марок РСФСР


    В марте 1922 года вышли марки с номиналом  5 000,  7 500,  10 000, 22 500 рублей. Одновременно делается надпечатка «7 500 руб.» на ранее выпущенных марках с номиналом 250 руб. В ноябре на этой же марке сделали надпечатку «100 000 руб.» ( см. вст. Выпуск апрель,ноябрь 1922)

Не надо быть большим специалистом в области финансов или листать страницы учебника по истории, чтобы понять какую инфляцию в те годы  переживала Россия.,

марки: Выпуск апрель,ноябрь 1922

    Что такое инфляция испытали на своём опыте и граждане современной России. Можно об этом приводить примеры о том, как прилавки магазинов были совершенно пустыми, какие были зарплаты в определённый период у граждан. Но давайте лучше обратимся к знакам почтовой оплаты того времени.
    В начале 1992 года в России вышли марки с номиналом от 5. 10,1520, 30,50  копеек и до 1 руб. А к концу года они уже имели номинал десятки и сотни руб. (50, 250, 500). В 1995-96-х годах марки прочно стоили по 1 000-1 500 и более рублей. Летом 1997 года в обращение вышла серия стандартных марок с максимальным номиналом в 3 000, 5 000 руб. Затем в январе 1998 года произошла девальвация рубля. (см. вст.  Россия 1992, 93, 95-96, 97г. Выпуска)
    «Кардиограмму денежной аритмии своей страны зафиксировали не только почтовые марки России. Прекрасную клиническую картину финансового нездоровья демонстрируют и марки Китая. Если в 1939 году можно было отправить письмо, наклеив на него марки номиналами от 0,5 до 50 центов, то 1948 год выдал выпуск серии марок номиналом от 20 000 до 5 000 000 китайских долларов.(см. Марки Китая)
    А вот как развивается экономика африканской республики Тунис.  Из номинальной стоимости марки мы видим, что почтовые услуги с середины прошлого века значительно подросли (см. Марки Туниса).
    Конец прошлого века ознаменовался всплеском инфляции в Румынии и Венгрии, что сразу же  сказалось на номиналах марок по оплате почтовых услуг (см. вставки Марки Румынии и Марки Венгрии)
    В 1921 году в другом государстве — Германии самая дорогая марка по оплате услуг почты выросла до 100 000 немецких марок. В 1923 году на марках уже появились надпечатки со словом «миллион». Затем оно уступило слову «миллиард».  (см. вст. Марки Германии 1921-23гг)


    50 миллиардов немецких марок за одну почтовую марку — вот германский рекорд инфляции,  порождённый поражением в 1-й мировой войне, которую сама же Германия и развязала Но это ещё не самое высокое европейское достижение.   

    В 1945 году в Венгрии, выбитой из рядов гитлеровских союзников Советской Армией, стали выпускать серию знаков почтовой оплаты достоинством от 12 до  3 000 пенго.
    1946 год венгерская почта отметила 13-тью марками, которые продавались по цене  от  4 000 до 800 000 пенго. В том же году появились ещё 6 знаков почтовой оплаты с номиналами от 1-го миллиона до 50 000 000 пенго. Затем последовала новая серия — от 100 000 000 до 50 миллиардов. Планка немецкого рекорда была достигнута, а вскоре и преодолена. Когда к миллиардам население привыкло, почта порадовала венгров марками с номиналами 100, 200 и 500 биллионов (или миллиардов). И это не знаменовало прекращение падения пенго! Вскоре появились марки в ценах  от 1-го триллиона до 500 000 биллипенгё, т. е. 500 000 миллиардов триллионов пенго. Если перевести это привычное для уха название, то цена последней марки равна пятистам квадриллионам пенго.
    Вот эта сумасшедшая цифра:   500 000 000 000 000 000.
    Казалось бы, достигнут предел разумного, но не тут-то было! Чтобы угнаться за инфляцией, венгерские финансисты учредили Адопенгё — денежную единицу, которая равнялась 1-му квадриллиону пенге (единице с 15-ю нулями)!
    Первая почтовая марка Венгерской почты в новом номинале  выглядела как «10 000 адопенгё». Последнюю из девяти марок серии оснастили номиналом в 5 миллионов адопенгё. В цифрах это выглядит так:
5 000 000 000 000 000 000 000

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Booking.com